. Кроме того, нашли фрагменты керамики.
Легенда «Завет Бориславны» сообщает о русской богатырше Бориславне, которая захоронила свои сокровища под курганом в Жигулях. «Курган заповедный и сам перед героем в сужденый час раскроется. И будут ему в награду все укрытые богатства».
Существует другой пласт легенд. Так, в 17 в. записана легенда, что курган возвёл татарский царь Мамаон. По ряду причин можно считать, что легенда сложилась в окончательном виде в позднее время. Во-первых, восприятие курганов как чужих, татарских могил как раз возникает в 17 в. и достигает своего апогея к 19 веку, когда даже русские курганы обычное население начинает называть татарскими, литовскими или даже немецкими. Поэтому возникает справедливое опасение приписывать сооружение кургана именно татарскому хану. По другой версии, русские князья разбили татарского хана и позволили его войску похоронить хана в кургане.
Существует в Поволжье легенда о Чёрном Царе, заживо заточённым в кургане.
Ещё одна легенда. Иван Грозный решил посчитать своё войско перед боем, велев каждому принести в шлеме горсть земли. Так получился Царёв курган. Возвращаясь обратно из кровопролитного похода, царь велел каждому воину унести в шлеме горсть земли. Осталась большая гора, в память о погибших. Это предание, по мнению учёных, сложилось к 19 веку.
По другой легенде, этот курган соорудил Степан Разин в качестве убежища. Разин в местной традиции считался колдуном, который прячет в кургане свой летучий корабль.
Перейдём к историческим фактам.
Царёв курган впервые упоминается в летописи с 1391 г., когда на нём останавливался Тамерлан, который провёл на вершине около месяца.
Примечательно, что Марина Мнишек после смерти своего мужа Лжедмитрия бежала как раз в этот район Поволжья. Здесь она просылала колдуньей, и по народным представлениям стала одной из хранительниц гор.
В 1722 г. на Царёв курган поднимался Пётр I. Недостоверной является распространённая версия, что в результате этого курган получил своё нынешнее название.
В 1824 г. на курган поднялся Александр I.
Посещал курган В.И. Ленин.
Сейчас Царёв курган окружён крупными промышленными городами, и его привлекательность как источника щебня и другого строительства велика. Со всех сторон подступают к нему карьеры индустриального освоения территории. Для предотвращения исчезновения с лица Земли уникального природно-исторического объекта создан национальный парк «Самарская Лука».
Ещё один Царёв курган – холм в городе Курган, который и дал ему это название. В 17 веке территорию будущего города Кургана стали активно осваивать русские жители. Местность эта была примечательна огромной земляной насыпью, которую назвали Царёв курган. В соответствии с этим появившуюся русскую слободу назвали Царёво городище.
Что характерно, курган (как зачастую бывало в 17 веке) прослыл татарским, хотя на самом деле это было сооружение глубокой сибирской древности. Археологические раскопки показали, что это могила принадлежит к андроновской культуре, что ставит памятник в один ряд с Аркаимом. Захороненного в кургане человека учёные относят к протоиндоиранцам.
Но по бытовавшей легенде, курган был насыпан по приказу татарского хана Кадыра, который похоронил здесь свою любимую дочь, положив вместе с безвременно ушедшей девушкой сокровища. Кочевые племена стороной обходили это место, дабы не нарушить её сон. Когда же покой умершей потревожили кладоискатели, она вылетела из кургана на огненной колеснице. Рациональным зерном в этой легенде можно считать только факт использования девушкой именно колесницы, ведь именно созданием колесниц с новым типом колёс прославилась андроновская культура.