Здесь вы не найдёте пространных описаний проблем хронологии, нудных теорий о типах захоронений, рассуждений о непонятных археологических культурах. Здесь рассматриваются простые вопросы: как появились курганы у древних славян, зачем их строили, существуют ли проклятия курганов, как курганы могут влиять на здоровье, какие курганы самые известные и многое другое.
Самые интересные и примечательные русские курганы. От древних русских курганов до современных. Самые интересные и примечательные славянские курганы. Курганы вятичей, курганы радимичей, курганы северян, курганы кривичей, курганы полян, курганы словен, курганы древлян, курганы дреговичей, курганы полочан, другие славянские курганы.
Две недели назад удалось съездить на Шум-гору (все фото - наши). Находится она в Батецком районе Новгородской обл. Объездить удалось далеко не все культовые объекты того района - их там ну очень много. Но Шум-гора несомненно на первых местах по значимости.
Высота сопки составляет 14 метров, диаметр основания 70 метров. Шум-гора имеет двухуровневую структуру. Поверхность сопки выложена кусками известкового плитняка, который вбит в грунт склонов террасами, то есть параллельно горизонту. Возможно в древности сопка представлялась идеально белым двухъярусным сооружением. Сейчас она покрыта слоем дерна толщиной 10-20 см, который сгладил ее поверхность. По результатам георадарных исследований Шум-горы было выяснено, что сопка имеет внутри себя камеру, расположенную ниже уровня горизонта и ведущий к ней широкий проход, начинающийся от пяточного камня.
Это один из самых больших средневековых курганов Европы. Ученые датируют это сооружение IX-XI вв.
Рядом протекает река Луга. Сама сопка находится между деревнями Заполье и Подгорье - место отмечено красным кружком с крестом (о другом месте отмеченном крестом - разговор отдельный, следите за обновлениями).
Ехали из Петербурга, с Витебского вокзала. С пересадкой на станции Оредеж до станции Передольская (см. карту).
Дальше дорога очевидна - дошли до деревни Заполье (прошли одну маленькую сопку).
прошли мимо местного кладбища:
и наконец вышли к Шум-горе
Знаменита Шум-гора тем, что согласно легенде это могила Рюрика. Легенда такова: "Была битва поздней осенью, на северном берегу Луги. Рюрик был тяжело ранен и погиб. Холодно было, земля смерзла, тело его засыпали камнями. Остались 12 человек с ним. Весной тело Рюрика перенесли через реку в местечке "Каменья" с огнями, на южный берег р. Луги, где похоронили в большом кургане, в золотом гробу и с ним 40 бочонков серебряных монет. Похоронили с конем и позолоченным седлом. Вместе с ним похоронили этих 12 человек головами по кругу. На тот момент Рюрик оставался один. Дядя прислал на похороны Рюрика гроб, саблю, шлем и щит. От кургана к реке идет золотая цепь." (Место записи: Подгорье, Волочек, Брод. Время - середина 90-х гг. XIX в.)
Что касается этимологии названий сопки, то в соседних селах, в тех же Волочках, Передольскую сопку называют "Вилией горой". В переводе с финского "вилия" означает хлеб, зерно. В XVIII в. ее также называли "Крестовой сопкой". Разграблению сопка не подвергалась.
Местные жители издавна почитали это сооружение волшебным и называли "Шум-горой". В отверстие на вершине бросали монеты, и курган отвечал на это особыми мелодичными звуками:
Публикация легенды о гибели Рюрика на сайте"Курганы Руси" сопровождается комментарием за авторством Аллы : "Очевидно, это сообщение при своей краткости весьма содержательно. Жизнь Рюрика угасла поздней осенью – одновременно с осеннем увяданием природы. Необычен обряд, проведённый над его телом: на Руси засыпали камнями только тела тех, чья душа не могла покинуть землю. Так случалось, если человек умер непредназначенной ему смертью – в результате самоубийства или будучи заманенным и утопленным в водоёме. Рюрик же по этой легенде принял совсем не такую смерть, а смерть в бою - достойную. Вероятно, он при жизни обладал особыми сверхъестественными способностями, подобно его родственнику Олегу Вещему, и эти способности позволяли ему воздействовать на людей после смерти. Вероятно, для предотвращения этого и засыпали его тело камнями. Для этого же позже и положили его в золотой гроб. Интересно упоминание о золотой цепи, идущей от кургана к реке: в ходе георадарных исследований кургана Шум-горы в Батецком районе Новгородской области обнаружили нечто, напоминающее тоннель."
Позволю себе не согласится с уважаемой Аллой Алценко. Отсылка к Вещему Олегу выглядит неубедительно, при том что есть другое, более "естественное" объяснение. Действительно, захоронение Рюрика явно напоминает захоронение "заложного" покойника - его заложили камнями.
Нету ничего странного в том, что так похоронили убитого воина. Дело в том, что убитые воины по славянским представлениям не попадали в подобие скандинавской Вальхаллы (как думают иные..).
Убитого богатыря трудно похоронить так, чтобы он не вставал из могилы, верили, что они и сами мучались посмертным существованием. В одной вятской сказке люди не могут похоронить трех богатырей - сегодня их погребут, а назавтра они выйдут наверх и просят, чтобы их вновь похоронили.
Зеленин приводит много примеров культа заложных покойников среди которых выделяется закладывание могилы ветками/хворостом/сеном и т.д.. Помимо опойц, утопленников и прочих "традиционных" категорий "заложных" покойников таким же образом чевствуются и могилы богатырей, общие захоронения убитых воинов. Таковы, например, могилы богатырей в Холмском уезде Псковской губернии (кидали на сопку сено проходя мимо, если не кинуть - ночью явится богатырь), место битвы между Русью и Литвой в Торопецком уезде с памятным захоронением одного витязя (бросали сучок дерева), такой же обряд был на Мезени в честь богатыря Пашко. Примеры можно множить.
В середине XIX в. к "Шум-горе" на Троицу ходил крестный ход; на ней служили молебен. Богомольцы, чаявшие исцеления, трижды обходили вокруг насыпи с зажженными свечами (иногда - на коленях), а после этого поднимались на вершину и "слушали звон". В ту же яму на вершине клали деньги, лоскутки ситца и обрывки лент. Люди, страдавшие головной болью, клали себе в уши песок из ямы, а иногда брали его домой. здесь так же служили молебны о дожде. (См. Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. Спб., 1998., С. 142-144.). А.А. Панченко также предположил что крестные ходы на сопку следует рассматривать как реминисценцию семицких "поминок заложных покойников" (Там же., С. 74). Периодом общих поминок по всем "заложным" покойникам считался у русских Семик, а у других славян — Троицкая или Русальная неделя. Сюда же можно отнести сведения о "моления о дожде" на Шум-горе характерные для культа "заложных" покойников.
Таким образом можно уверенно предположить что культ мертвых на Шум-горе, легендарной могиле Рюрика, сочетал в себе свойства культа умерших воинов, богатырей, как "заложных покойников".
В остальное время года, кроме этого воскресенья после Троицы, Сопка, по мнению окрестных жителей, служит жилищем нечистой силы: на ней и около неё по ночам часто "чудится", как говорят крестьяне. Много ходит рассказов о том, как нечистая сила пугала прохожих и проезжих; поэтому даже крестьяне и не особенно верующие в такие случаи не без страха решаются проходить мимо сопки, особенно в ночное время ". (Из: Быстров М. Остатки старины близ Передольского погоста, Лужского уезда, С.-Петербургской губернии // Известия Русского археологического общества. 1879. Т. 9, Вып. 4.).
Виды с вершины сопки:
У подножия расположены три "непростых" камня. Один из них:
Яму наверху выкопали лет 18 назад. Тогда каждое лето приезжали археологические группы, копошились на подгорском кладбище. И в тот же период появилась яма. Хотя может и не они, а просто любопытствующие.
То, что наши учебники истории для школы однозначно утверждают, что Рюрик был скандинавом еще ничего не значит. Учебники писались по трудам Рыбакова и Соловьева, приверженцам норманской теории. Но существует целая плеяда выдающихся русских историков, имеющих гораздо большие заслуги в историограграфии труды которых признаны мировой исторической наукой которые утверждают совершенно противоположное, но труды этих ученых не изучаются даже ознакомительно в наших пединститутах, готовящих учителей истории для школ. В царской Росии были распространены учебники по истории написанные Д.И.Иловайским, который как раз принадлежал к этой плеяде. Но в отличие от современных написателей учебников, он все таки не забыл и противоположные своим точки зрения на происхождение Рюрика
В настоящее время есть мнения, что Рюрика "призвали из варяг" - знатного словянина, жившего на (ранее родной ?) варяжской стороне, а уже много позже те земли заселили "дикие" скандинавы
Довольно странные выводы о Рюрике... Не стоит забывать, что по происхождению Рюрик был варягом (скандинавом) и хороноили его по скандинавским правилам. С этим же, видимо, связанна схожесть Шум-горы с Упсальскими курганами.