Среди материальных источников сведений о минувших эпохах развития человечества наиболее весомым, многоплановым, информативно емким значением обладают объекты, связанные с культом погребения умерших. Они не только являются основными, а нередко единственными источниками представления о древнейших образцах оружия, всевозможных и как правило лучших украшений, ритуального многообразия, но и освещают целые пласты знаний о становлении первобытных представлений об окружающей среде, верований, особенностей уклада и расслоения общества. В целом же позволяют составить достаточно полную картину прошлого, абсолютно невозможную без использования доходящих до нас фактов из области погребальной специфики минувших эпох.
Вот первый сложный в своей простоте вопрос. Когда, на каком этапе появилась у человека разумного потребность в погребении погибших (умерших) сородичей, как она осознавалась и как в дальнейшем совершенствовалась у разных его ветвей и направлений. И если говорить о роли труда в процессе очеловечивания обезьяны, что может быть и допустимо, то погребальные аспекты, их ритуал и развитие, намного древнее первых трудовых навыков и должны были проявиться на очень ранних фазах отличия прадавнего сообщества предчеловеческих особей от элементарной звериной стаи.
Предполагают, что в эти древнейшие эпохи человек, возможно, уходил от своих умерших переселяясь в другое место. Такие обычаи обнаружили первые европейцы у дикарей Америки, некоторых племен в Сибири, что принято считать примитивнейшей ступенью перехода от биологического сообщества к сознательной общности людей. Однако подобные формы реагирования на смерть наблюдались и на несравненно более высоких ступенях развития общества. Например, монголы выносили трупы умерших в степь на съедение диким зверям и даже собакам, и случай непоедания покойника вызывал тревогу и беспокойство: считалось, что человек этот был тяжким грешником. Древние персы в горах опускали трупы в круглые каменные башни без крыши, где они поедались хищными птицами.
Какие же основные эмоции, движущие чувства определяли и формировали отправление погребального ритуала? Это были два чувства - страх перед фактом смерти и с другой стороны чувство уважения к усопшему, потребность исполненного долга.
Страх подтверждается многими примерами. Боялись как правило возврата покойника к живым. Поэтому труп иногда плотно зашивали в кожу, циновку. У американских индейцев к примеру, такое укутывание считалось необходимым произвести чуть ранее момента смерти. Страх перед возвращением породил ритуалы очищения жилища огнем и водой, принесение жертв, умилостивление духов и т.д. Сохранялись такие представления и позднее: иногда гроб с покойником выносили из избы через окно, дабы не указать ему обратный путь в жилище.
Последствиями страха стало и удаление умерших в безлюдное место, в лес, пещеру и др. Не исключено, что подобные верования проявлялись в сооружении над захоронением тяжелых непреодолимых надгробий укладке многотонных камней, так называемых мегалитов, а также насыпании высоких земляных насыпей-курганов.
На территории Украины встречаются в основном два типа захоронений - могильники и курганы. Могильники с плотным размещением захоронений по своей системе приближаются к кладбищам. Курганами называют большие, нередко циклопические, искусственно сооруженные холмы над одним или несколькими захоронениями. Наземную часть кургана называют насыпью. Она бывает земляной, каменной или в комплексе их. Могильный курган может быть и без захоронения конкретной особы. Известно, что в случае гибели знатного воина на чужбине, на родине устраивали мнимое ритуальное захоронение, так называемый кенотаф. Размещали курганы всегда вне поселений как одиночно, так и группами. Курганы бывают очень большими - свыше 20 м высотой и до 350 м обводе. Появились курганы в эпоху меди-бронзы, придя на смену грунтовым могильникам мезолита и неолита без существенных наземных сооружений. По времени это относится к IV-III и возможно началу II тысячелетия до н. э. Население лесостепного Правобережья в этом периоде - известные племена трипольской культуры. На позднем этапе ее развития появляются погребения под курганными насыпями. Такой курган в с. Усатово под Одессой был раскопан и изучен.
Сооружаются курганы на современной территории Украины и племенами предскифского периода (VIII-VII ст. до н.э.), скифско-сарматского периода, где особенным величием отличаются курганы воинственных кочевых скифов. Этим мобильным, хорошо организованным общностям племен, уже в силу кочевого уклада, суждено было периодически быть агрессивными. Теперь установлено, что южные скифы опустошали государство Урарту, доходили до современного Еревана, выиграли войну с персидским царем Дарием I. Они одинаково успешно бились в конном и пешем строю, владели военными хитростями, умели осаждать и штурмовать крепости. Накопление скифами богатства, развитие ремесленного, в т.ч. металлообрабатывающего производства, обусловило формирование примитивной рабовладельческой державы, ее расцвет в IV-III ст. до н.э., что позволило возводить так называемые "пирамиды степей" - монументальные курганные усыпальницы военной знати и "царей". В 1763 г. исследователь Мельгунов раскопал громадный курган под названием "Литой" над могилой племенного вождя близ села Кучеровка Кировоградской области. Еще больше крупных курганов в Нижнем Приднепровьи в районе столицы скифской державы - нынешняя Каменка-Днепровская, Запорожской области. Например, Чертомлыцкий курган возле Никополя имел до раскопок высоту насыпи 20 м, а обвод более 350 м. В царском погребении обнаружены золотые, серебряные художественные изделия. Не менее высокими и богатыми были курганы Солоха в Запорожской области, Мелитопольский и другие курганы.
Особенно обильны курганами южнорусские степи - прежнее Hовороссийское Причерноморье и Приазовье. Не будет преувеличением сказать, что насыпные курганные группы, целые их цепи, являются главной чертой южно-украинского ландшафта. Да и не только южного! По исследованиям В.Б.Антоновича (1899), более поздних специалистов, северный предел скифских курганов на Украине проходит близ г. Ирпень, т.е. по южной границе Украинского Полесья. Хотя известны большие курганы и в самом Полесье. Так, наиболее северный курган зафиксирован на Припяти. И можно считать сенсационным сообщение о кургане в лесостепном северном Левобережье - с. Аксютинцы, Роменского района Сумской области, насыпанном над погребением вождя одного из лесостепных племен (VI ст. до н. э.). Этот курган-великан имел высоту 21 м, не уступая степным курганам скифских "царей". С введением христианства обычай сооружения могильных курганов постепенно снижался и исчез на рубеже средневековья.
Т.о., практически 70-80% территории Украины в большей или меньшей степени покрыто искусственными насыпями курганов-могильников, не считая остатков оборонительных валов, поселений-городищ, укрепленных насыпей-майданов и др. Такой обширный по площади, концентрированный курганный регион не имеет равнозначных аналогов и является общечеловеческим историко-культурным и ландшафтно-экологическим достоянием. Поэтому трудно разделять отношение к рукотворным холмам древности лишь как к полигону для извлечения очередного "погребального инвентаря" (профессиональный термин археологов), большинство из которого обычно оказывается "не по тематике" и теряется в музейных запасниках и частных коллекциях. И лишь стыковка археологии, природоведения, экологии позволяет убедиться в назревшей необходимости переоценки так сказать "научно-потребительского" отношения к частицам окружающей природной среды 4000-летней давности, чем по сути и являются древние курганы.
Найдем смелость признать, что в погоне за содержимым могильника, исследователи уже в силу своего одностороннего профессионального фокусирования научной цели, невольно отделяли и отделяют материально-коллекционные аспекты кургановедения от более глубоких и обобщающих историко-природоведческих, средоохранительных целей и, наконец, от пока до конца не осознаваемых средоэталонных и средорезервирующих задач.
С середины XVIII ст., когда в 1763 году А.П.Мельгунов раскопал (и разрушил) первый крупный скифский курган, процесс раскопок (нередко диких) идет 250 лет. Беззащитные курганы разрушали кому не лень - скучающие помещики, одержимые коллекционеры, расчетливые спекулянты древностями. Сотни срытых курганов на счету "первого в мире рабоче-крестьянского..." Даешь пашню! И боролись с мешающими перевыполнить план холмами. И в выполнении обкомовских партпоручений было что-то от уже знакомого сбивания крестов, костров из икон и книг. Румяные коммунистические вожди в пролетарских косоворотках бездумно и лихо превращали соборы в коровники. Мы же сегодня не менее легкомысленно переводим срытые курганы в пашню, теряя последние осколки компонентов природы, пришедшие из тьмы тысячелетий. Ни в Минэкологии, ни в Главном управлении заповедников никто не задумался, что выравнивая гигантские курганы в надежде найти (или не найти) под ними что-то более или менее ценное, мы уже не "может быть", а наверняка лишаем человечество участка первозданной биоценотической формации, участка живого (в отличие от погребального инвентаря), неповторимого и нереставрируемого. Разумеется, археология должна обогащать и приумножать свой научный потенциал. Но отнюдь не любой невосполнимой ценой. Ведь не стали же разбирать египетские пирамиды, чтобы узнать, что внутри! Не позволит египетское правительство демонтировать, например, Сфинкса, хотя в его толще возможно есть экспонаты. Вот другой пример из цивилизованной Великобритании, где находится самый большой доисторический курган в Европе, сделанный руками человека, - это холм Силбери-Хилл в графстве Уилтшир. Его высота 40 м, а возраст около 4500 лет, т.е. он ровесник наших позднетрипольских курганов. Английские археологи пока! не знают точно цель и назначение его сооружения. У нас бы проблем не было: попросить у головы колхоза пару бульдозеров и готова диссертация для племянника директора института. Британцы же и не помышляют разметать курган и не только потому, что в Англии пока нет голов колхозов.
Нецивилизованно и в чем то варварски выглядит и сама организация раскопок курганов. Землепользователь (колхоз, шахтоуправление, горно-обогатительный комбинат) не прочь использовать занимаемую курганом площадь, имеют технические возможности, но не имеют права самочинно снять насыпь. Таким правом обладают ученые, но не имеют техники и средств для раскопок. И вот заключается диковинный союз. "Хотите, - говорят археологи, - получить курганные земли, сройте насыпь. Золото наше, земля - ваша". И памятники по 20 м высотой сравниваются с землей. А ведь такой была высота ранних египетских могильников. Представьте себе, что их стали бы сносить под табак и виноградники. Нонсенс! Однако подобный нонсенс возведен в ранг официального отношения к эколого-культурному наследию державы.
Предвидим вопрос любознательного читателя: а что же делать? Как же получать ученым похоронный инвентарь из могильников?
Первое, это поинтересоваться опытом других. В Италии, например, в полость погребальной камеры проникали с помощью длинного металлического шеста, снабженного осветительной лампой и фотокамерой. Это позволяло заглянуть под многометровую толщу земли, не нарушая насыпи и принять решение о раскопках.
Второе. Можно, не растаскивая бульдозерами кургана, пройти к захоронению боковым ходом-штольней. Техника эта известна со времен взятия Казани Иваном грозным. Так, кстати, добирались и к сокровищам египетских пирамид. Но тогда к раскопкам потеряют интерес спонсоры - головы колхозов и директора шахт: они не получат участка под огурцы или автогаражи.
Есть и третий ответ. Если мы сегодня не умеем, не можем извлечь содержимое могильника неразрушительным способом, то давайте подождем, пока такие способы будут найдены, станут нам посильными. Ожидают же хладнокровные англичане, пока сумеют просветить насквозь свой Силбери-Хилл!
Вот тогда и извлекут наши ученые желанные экспонаты. Коль пролежали они в земле 5000 лет, то могут пролежать еще 10-15. А пока что надо сделать то, что сделали бы все заботливые патриоты - законсервировать курганы от любых посягательств, объявив их неприкосновенными памятниками природы, именно природы, т.к. объявление памятниками истории, как мы убедились, сберегает лишь содержимое кургана, а не его массив с природным биоценозом, который для археолога может оказаться лишь досадной помехой на пути к погребальной камере.
Есть еще один аспект проблемы. Известно, что поврежденные памятники реставрируют, воссоздают по крупице утерянное наследие прошлого. Мы верим, что придет время и для реставрации изувеченных украинских курганов. Если не в одиночку нами, то при заботе просвещенного человечества.
Думается, что в 21 веке на первый план должна выйти духовная ценность курганов. Ведь они не просто "места хранения утвари времен и народов", а прежде всего важные элементы наследия наших предков, красивейшая часть родного ландшафта, место погребения давно ушедших. Курганы имеют этическую, эстетическую, экологическую, культурную, образовательно-патриотическую ценность. Многие из них являются местом произрастания многих уникальных видов растений, которым сейчас не осталось уголка в украинских степях. Так, только на одном кургане Роблена Могила (0,3 га) у села Переяславское Яготинского района Киевской области Киевским эколого-культурным центром обнаружено 180 видов высших растений, из них два занесены в Красную Книгу Украины. Таким образом, украинские курганы являются своего рода природно-историческими святынями местного, а то и государственного значения. Киевским эколого-культурным центром проводится работа по их изучению и заповеданию. Только в Яготинском и Переяслав-Хмельницком районе обнаружено более 60 больших курганов, часть из которых, после обследования, будет заповедана как природный объект.
Сложной будет задача воссоздания давнего растительного ценоза - сообщества растений на кургане. Сегодня она еще решаема, благодаря наличию участков сбереженной целинной степи, ковыльной, в наших южных заповедниках, элементы которой, тем или иным способом (семенным, вегетативным) могут быть перенесены на насыпи курганов, восстановленные до первичной высоты.
Сегодня необходимым этапом в осуществлении такой деятельности является выявление наиболее сохранившихся курганов, наиболее ценных из них; картографирование, ботанико-зоологический анализ особенностей сложившихся здесь биоценозов (в первую очередь, наличие сохранившейся ковыльной формации) и объявление таких курганов памятниками природы местного или более высокого значения. Это сохранит не только погребальную камеру, но и весь биокомплекс кургана, который именно весь, а не только возможный клад под ним, является памятником, в т.ч. эколого-культурным памятником, местной природно-исторической святыней.
Возможно не все представителя археологической науки будут готовы осудить вышеизложенные элементы знакомого по СССР и удобного мичуринского подхода. Мол, жизнь коротка, ученые степени нужны сегодня, живым археологам и как сказал часовщик из Тамбовской губернии "...взять их наша задача".
Выходит, взять свои звания и титулы, а там, хоть трава не расти!
Нельзя так, панове археологи! Вот именно трава и должна расти на курганах.
И непременно ковыль, точно такой ковыль, по которому проносились скифские всадники.
А жизнь коротка лишь у отдельно взятого археолога. Жизнь нации, жизнь народа, поступь истории, культуры размеренны и неторопливы.
Еще больше жизнь природного обиталища, окружающей нас среды и курганного ландшафта. Как видите, не хочет и не может он, спустя тысячелетия, бесславно уходить под огурцы и автогаражи. (с) В. Руденко. Киевский эколого-культурный центр.
Источник: http://www.ecoethics.ru/b19/301.html |