Археолог рассказывает о парадоксах человеческой памяти, о раскопках и о курганах - Раскопки курганов - Статьи - КУРГАНЫ РУСИ - КУРГАНЫ РУСИ: русские и славянские курганы
Среда
29.03.2017
18:10
Категории раздела
Кургановедение (всё о курганах) [10]
Здесь вы не найдёте пространных описаний проблем хронологии, нудных теорий о типах захоронений, рассуждений о непонятных археологических культурах. Здесь рассматриваются простые вопросы: как появились курганы у древних славян, зачем их строили, существуют ли проклятия курганов, как курганы могут влиять на здоровье, какие курганы самые известные и многое другое.
Защита курганов [2]
Русские и другие славянские курганы [16]
Самые интересные и примечательные русские курганы. От древних русских курганов до современных. Самые интересные и примечательные славянские курганы. Курганы вятичей, курганы радимичей, курганы северян, курганы кривичей, курганы полян, курганы словен, курганы древлян, курганы дреговичей, курганы полочан, другие славянские курганы.
Древние курганы (индоевропейские) [5]
Скифские курганы и другие древнеиндоевропейские курганы
Раскопки курганов [2]
Предметы, найденные в русских курганах. Предметы, найденные в славянских курганах. Рассказы о раскопках курганов.
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Наш опрос
Что для Вас обозначает слово «Русь»?
Всего ответов: 289
Статистика

Rambler's Top100

Курганы Руси

КУРГАНЫ РУСИ

Главная » Статьи » Статьи » Раскопки курганов

Археолог рассказывает о парадоксах человеческой памяти, о раскопках и о курганах
О своём отношении к раскопкам курганов, а также об их значении для истории и о современном восприятии этих памятников обывателями, рассказывает профессиональный археолог, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН Е.В. Яровой.

Кто же всё-таки возводил эти земляные насыпи? Молдавские крестьяне убеждены, что их сооружали турки. В южных областях Украины большинство населения считает, что курганы стоились казаками над могилами павших в боях запорожцев или же возводились для наблюдения за противником, то есть являлись сторожевыми. До сих пор в районе Запорожья и Днепропетровска их называют «казацкими могилами». Но уже в Херсоне их считают татарскими, в Крыму – турецкими. В Смоленской области старики мне объяснили, что огромный курганный могильник у деревни Гнездово, в котором мы раскапывали славянские захоронения, был оставлен отступающими из Москвы французами. Другими словами, в этом случае народная историческая память оказывается ограниченной сравнительно недавним прошлым и даже в легендах не сохраняет события глубже XIX или максимум XVIII веков.

Самым поразительным является то, что на юге нашей страны первые курганные насыпи начали возводиться одновременно со строительством египетских пирамид. Однако пирамиды в дельте Нила всемирно известны, тщательно изучены и навечно внесены в список семи чудес света. Но не менее грандиозное строительство, имеющее общие корни с египетским, развернулось в тот же период в восточноевропейских степях. По своим масштабам оно явно превзошло шедевры древнеегипетской архитектуры, так как велось в течение нескольких тысячелетий, охватив десятки различных народов и несколько исторических эпох. Именно в IV и III тысячелетиях до нашей эры здесь были возведены такие сложные архитектурные сооружения, как курганные насыпи.

В отличие от Египта строительным материалом для них служила в первую очередь земля, а которой нередко использовались дерево, камень, глина, песок и даже трава. Поистине это были первые архитектурные сооружения в степи! Сейчас уже установлено, что первые курганы были возведены народами-кочевниками, основным занятием которых было скотоводство. Ни одной строчки о них не содержится у античных или средневековых историков. Безымянными они навсегда ушли в историю, оставив после себя только эти странные и мистические рукотворные холмы. В настоящее время лишь большие и малые могильные насыпи напоминают о существовании этих давно забытых народов. Несмотря на вроде бы непрочный и непривычный строительный материал, курганы прекрасно сохранились до наших дней и, как и в случае с египетскими пирамидами, перед ними оказалось бессильным само время! Но, к сожалению, два последних столетия показали, что курганы не могут устоять перед человеком, чья бездумная деятельность зачастую приводит к их окончательной и повсеместной гибели.

Начиная очередные раскопки, всегда стоишь на краю неведомой тайны. С годами начинаешь ощущать, что каждый курган обладает собственной аурой, он действительно хранит биополе людей, а не только их останки. Каждая рукотворная насыпь имеет свою историю и судьбу, скрывает свою загадку, которую тебе предстоит или не предстоит разгадать. Ведь не случайно многие из них в народе получили личные имена: Солоха, Хохлач, Куль-Оба, Костромской и Елизаветинский курганы, Чмырева и Толстая могила, Чертомлык, Пять братьев, Близнецы… Подобные названия можно было бы перечислять очень долго. Они навсегда ушли в народный фольклор, с ними связаны события или легенды недавнего прошлого, которые и сохранились в именах степных великанов.

Как ни покажется странным, но иногда они кажутся одушевленными. Иначе чем объяснить, что, поднимаясь на вершину некоторых из них, чувствуешь тихое умиротворение, а другие вызывают непонятное беспокойство и тревогу. Потом выясняется, что в последних были погребены воины или погибшие насильственной смертью люди. Вряд ли это можно объяснить случайностью.

Создается впечатление, что каждый подобный памятник имеет не только свою судьбу, но и свой характер. Иногда он подаёт сигналы в виде «горящего золота», уходящих под землю кладах, встающих из могил мертвецов и различных привидений. Нисколько не сомневаюсь, что появлению этих легенд и преданий предшествовали определённые реальные события. Иногда он наказывает своих расхитителей, оставляя некоторых из них навсегда в своих недрах. Иногда он просто призывает взойти на вершину и задуматься....

Все же курганы – мистические сооружения древности! Нередко с курганными находками происходят поразительные вещи. Когда нашли золотую гривну, многие хотели сфотографироваться с ней на шее. С весельем делались фотографии, которые потом с гордостью показывались друзьям и знакомым. Но что интересно, и, возможно, неслучайно: очень скоро все женщины, которые примеряли на себя это украшение, почти одновременно заметно постарели и потеряли свою привлекательность. Ведь ненормально, когда через несколько лет они выглядели на двадцать лет старше. Показателен пример двух сестер, работавших поварихами в экспедиции. Младшая покрасовалась в гривне и очень гордилась полученной фотографией. Старшая же в это время отсутствовала и очень горевала, что не увидела находку. Сегодня она ещё крепкая «кровь с молоком» женщина, а ее младшая сестра по виду годится ей в матери. Как это можно объяснить – я не знаю! И это при том, что с мужчинами не произошло никаких изменений…

Как, например, объяснить то странное чувство, которое возникло у меня однажды при находке впускного* сарматского погребения. Оно находилось в насыпи одного из курганов, и стоило только приступить к расчистке, как я уже точно знал, что здесь лежит молодая и красивая женщина. Во время работы я почти воочию видел ее размытый облик и до сих пор помню необъяснимое ощущение ее присутствия. Не сомневаюсь, что это была миниатюрная прекрасно сложенная девушка из зажиточного рода. Как бы в подтверждение этого, из под кисточки постепенно появлялись бронзовое круглое зеркальце, богатое со вкусом подобранное ожерелье из полудрагоценных камней, изящные сережки из бронзы и остатки бисера из расшитых ими мягких кожаных сапог. Самое поразительное, что антропологи точно подтвердили мое ощущения: женщине было действительно 18-20 лет, ее рост не превышал 160 сантиметров.

Но я знаю гораздо больше. Она была модницей и хохотушкой, любила украшения и красивую одежду, прекрасно ездила на коне. Откуда знаю? Не могу объяснить, но почему-то я в этом уверен!
Ее лицо размыто, но длинные стройные ноги, ладная фигурка и красочная свободная одежда отчетливо проявились где-то на подкорке сознания. Подобные ощущения ни до, ни после этого случая со мной не повторялись, но об аналогичных ощущениях рассказывали мне некоторые коллеги.

_

*Впускное погребение - погребение, совершённое в насыпи уже существующего кургана.

[c]Е.В. Яровой. Мистика древних курганов. М., Вече, 2005. стр.5-8; 454-456.

Категория: Раскопки курганов | Добавил: Админ (01.07.2008) | Автор: Е.В. Яровой
Просмотров: 8049 | Рейтинг: 3.8/42
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]