Пятница
19.04.2024
01:28
Категории раздела
Кургановедение (всё о курганах) [10]
Здесь вы не найдёте пространных описаний проблем хронологии, нудных теорий о типах захоронений, рассуждений о непонятных археологических культурах. Здесь рассматриваются простые вопросы: как появились курганы у древних славян, зачем их строили, существуют ли проклятия курганов, как курганы могут влиять на здоровье, какие курганы самые известные и многое другое.
Защита курганов [2]
Русские и другие славянские курганы [16]
Самые интересные и примечательные русские курганы. От древних русских курганов до современных. Самые интересные и примечательные славянские курганы. Курганы вятичей, курганы радимичей, курганы северян, курганы кривичей, курганы полян, курганы словен, курганы древлян, курганы дреговичей, курганы полочан, другие славянские курганы.
Древние курганы (индоевропейские) [5]
Скифские курганы и другие древнеиндоевропейские курганы
Раскопки курганов [2]
Предметы, найденные в русских курганах. Предметы, найденные в славянских курганах. Рассказы о раскопках курганов.
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Наш опрос
Вы нашли на сайте то, что искали?
Всего ответов: 248
Статистика

Rambler's Top100

Курганы Руси

КУРГАНЫ РУСИ

Главная » Статьи » Статьи » Русские и другие славянские курганы

Шум-гора
Две недели назад удалось съездить на Шум-гору (все фото - наши). Находится она в Батецком районе Новгородской обл.
Объездить удалось далеко не все культовые объекты того района - их там ну очень много. Но Шум-гора несомненно на первых местах по значимости.

Высота сопки составляет 14 метров, диаметр основания 70 метров. Шум-гора имеет двухуровневую структуру. Поверхность сопки выложена кусками известкового плитняка, который вбит в грунт склонов террасами, то есть параллельно горизонту. Возможно в древности сопка представлялась идеально белым двухъярусным сооружением. Сейчас она покрыта слоем дерна толщиной 10-20 см, который сгладил ее поверхность. По результатам георадарных исследований Шум-горы было выяснено, что сопка имеет внутри себя камеру, расположенную ниже уровня горизонта и ведущий к ней широкий проход, начинающийся от пяточного камня.

Это один из самых больших средневековых курганов Европы. Ученые датируют это сооружение IX-XI вв.
Шум-гора
Рядом протекает река Луга. Сама сопка находится между деревнями Заполье и Подгорье - место отмечено красным кружком с крестом (о другом месте отмеченном крестом - разговор отдельный, следите за обновлениями).
Шум-гора
Ехали из Петербурга, с Витебского вокзала. С пересадкой на станции Оредеж до станции Передольская (см. карту).

Дальше дорога очевидна - дошли до деревни Заполье (прошли одну маленькую сопку).
Шум-гора
прошли мимо местного кладбища:

и наконец вышли к Шум-горе
Шум-гора
Знаменита Шум-гора тем, что согласно легенде это могила Рюрика. Легенда такова:
"Была битва поздней осенью, на северном берегу Луги. Рюрик был тяжело ранен и погиб. Холодно было, земля смерзла, тело его засыпали камнями. Остались 12 человек с ним. Весной тело Рюрика перенесли через реку в местечке "Каменья" с огнями, на южный берег р. Луги, где похоронили в большом кургане, в золотом гробу и с ним 40 бочонков серебряных монет. Похоронили с конем и позолоченным седлом. Вместе с ним похоронили этих 12 человек головами по кругу. На тот момент Рюрик оставался один. Дядя прислал на похороны Рюрика гроб, саблю, шлем и щит. От кургана к реке идет золотая цепь."
(Место записи: Подгорье, Волочек, Брод. Время - середина 90-х гг. XIX в.)

Что касается этимологии названий сопки, то в соседних селах, в тех же Волочках, Передольскую сопку называют "Вилией горой". В переводе с финского "вилия" означает хлеб, зерно. В XVIII в. ее также называли "Крестовой сопкой". Разграблению сопка не подвергалась.

Местные жители издавна почитали это сооружение волшебным и называли "Шум-горой". В отверстие на вершине бросали монеты, и курган отвечал на это особыми мелодичными звуками:

Публикация легенды о гибели Рюрика на сайте "Курганы Руси" сопровождается комментарием за авторством Аллы :
"Очевидно, это сообщение при своей краткости весьма содержательно. Жизнь Рюрика угасла поздней осенью – одновременно с осеннем увяданием природы. Необычен обряд, проведённый над его телом: на Руси засыпали камнями только тела тех, чья душа не могла покинуть землю. Так случалось, если человек умер непредназначенной ему смертью – в результате самоубийства или будучи заманенным и утопленным в водоёме. Рюрик же по этой легенде принял совсем не такую смерть, а смерть в бою - достойную. Вероятно, он при жизни обладал особыми сверхъестественными способностями, подобно его родственнику Олегу Вещему, и эти способности позволяли ему воздействовать на людей после смерти. Вероятно, для предотвращения этого и засыпали его тело камнями.
Для этого же позже и положили его в золотой гроб. Интересно упоминание о золотой цепи, идущей от кургана к реке: в ходе георадарных исследований кургана Шум-горы в Батецком районе Новгородской области обнаружили нечто, напоминающее тоннель."

Позволю себе не согласится с уважаемой Аллой Алценко. Отсылка к Вещему Олегу выглядит неубедительно, при том что есть другое, более "естественное" объяснение. Действительно, захоронение Рюрика явно напоминает захоронение "заложного" покойника - его заложили камнями.

Нету ничего странного в том, что так похоронили убитого воина. Дело в том, что убитые воины по славянским представлениям не попадали в подобие скандинавской Вальхаллы (как думают иные..).

Убитого богатыря трудно похоронить так, чтобы он не вставал из могилы, верили, что они и сами мучались посмертным существованием. В одной вятской сказке люди не могут похоронить трех богатырей - сегодня их погребут, а назавтра они выйдут наверх и просят, чтобы их вновь похоронили.

Зеленин приводит много примеров культа заложных покойников среди которых выделяется закладывание могилы ветками/хворостом/сеном и т.д.. Помимо опойц, утопленников и прочих "традиционных" категорий "заложных" покойников таким же образом чевствуются и могилы богатырей, общие захоронения убитых воинов. Таковы, например, могилы богатырей в Холмском уезде Псковской губернии (кидали на сопку сено проходя мимо, если не кинуть - ночью явится богатырь), место битвы между Русью и Литвой в Торопецком уезде с памятным захоронением одного витязя (бросали сучок дерева), такой же обряд был на Мезени в честь богатыря Пашко. Примеры можно множить.

В середине XIX в. к "Шум-горе" на Троицу ходил крестный ход; на ней служили молебен. Богомольцы, чаявшие исцеления, трижды обходили вокруг насыпи с зажженными свечами (иногда - на коленях), а после этого поднимались на вершину и "слушали звон". В ту же яму на вершине клали деньги, лоскутки ситца и обрывки лент. Люди, страдавшие головной болью, клали себе в уши песок из ямы, а иногда брали его домой. здесь так же служили молебны о дожде. (См. Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. Спб., 1998., С. 142-144.). А.А. Панченко также предположил что крестные ходы на сопку следует рассматривать как реминисценцию семицких "поминок заложных покойников" (Там же., С. 74). Периодом общих поминок по всем "заложным" покойникам считался у русских Семик, а у других славян — Троицкая или Русальная неделя. Сюда же можно отнести сведения о "моления о дожде" на Шум-горе характерные для культа "заложных" покойников.

Таким образом можно уверенно предположить что культ мертвых на Шум-горе, легендарной могиле Рюрика, сочетал в себе свойства культа умерших воинов, богатырей, как "заложных покойников".

В остальное время года, кроме этого воскресенья после Троицы, Сопка, по мнению окрестных жителей, служит жилищем нечистой силы: на ней и около неё по ночам часто "чудится", как говорят крестьяне. Много ходит рассказов о том, как нечистая сила пугала прохожих и проезжих; поэтому даже крестьяне и не особенно верующие в такие случаи не без страха решаются проходить мимо сопки, особенно в ночное время ". (Из: Быстров М. Остатки старины близ Передольского погоста, Лужского уезда, С.-Петербургской губернии // Известия Русского археологического общества. 1879. Т. 9, Вып. 4.).

Виды с вершины сопки:


У подножия расположены три "непростых" камня. Один из них:


Использованы:

Алексашин С.С. Шум-гора. Новые данные в исследовании памятника культурного наследия // http://www.archaeology.ru
Зеленин Д. К. К вопросу о русалках (Культ покойников, умерших неестественной смертью у русских и у финнов) // Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901—1913 гг. М., 1994.
Новичкова Т.А. Эпос и миф. СПб.: Наука, 2001
http://kurgany.ucoz.ru/publ/3-1-0-3http://kurgany.ucoz.ru/index/0-18

Деревенские святыни Северо-Запада России, Шум-гора // http://www.countrysite.spb.ruhttp://janaberestova.narod.ru/shumgora.html




Источник: http://community.livejournal.com/slav_drevnosti/37362.html
Категория: Русские и другие славянские курганы | Добавил: Админ (21.10.2008) | Автор: Автор - Станислав Каменев W
Просмотров: 9752 | Рейтинг: 4.0/8
Всего комментариев: 6
6 yulik  
0
Яму наверху выкопали лет 18 назад. Тогда каждое лето приезжали археологические группы, копошились на подгорском кладбище. И в тот же период появилась яма. Хотя может и не они, а просто любопытствующие.

5 yuriy_st  
0
Южная часть кургана подверглась раскопу: выкопана яма глубиной в полметра. Подкоп свежий.

4 Алексей  
1
То, что наши учебники истории для школы однозначно утверждают, что Рюрик был скандинавом еще ничего не значит. Учебники писались по трудам Рыбакова и Соловьева, приверженцам норманской теории. Но существует целая плеяда выдающихся русских историков, имеющих гораздо большие заслуги в историограграфии труды которых признаны мировой исторической наукой которые утверждают совершенно противоположное, но труды этих ученых не изучаются даже ознакомительно в наших пединститутах, готовящих учителей истории для школ. В царской Росии были распространены учебники по истории написанные Д.И.Иловайским, который как раз принадлежал к этой плеяде. Но в отличие от современных написателей учебников, он все таки не забыл и противоположные своим точки зрения на происхождение Рюрика

3 Роман  
0
В настоящее время есть мнения, что Рюрика "призвали из варяг" - знатного словянина, жившего на (ранее родной ?) варяжской стороне, а уже много позже те земли заселили "дикие" скандинавы

2 константин  
0
Довольно странные выводы о Рюрике... Не стоит забывать, что по происхождению Рюрик был варягом (скандинавом) и хороноили его по скандинавским правилам. С этим же, видимо, связанна схожесть Шум-горы с Упсальскими курганами.

1 Михаил  
0
Кратко и понятно.Неплохо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]