Среда
22.11.2017
17:36
Категории раздела
Кургановедение (всё о курганах) [10]
Здесь вы не найдёте пространных описаний проблем хронологии, нудных теорий о типах захоронений, рассуждений о непонятных археологических культурах. Здесь рассматриваются простые вопросы: как появились курганы у древних славян, зачем их строили, существуют ли проклятия курганов, как курганы могут влиять на здоровье, какие курганы самые известные и многое другое.
Защита курганов [2]
Русские и другие славянские курганы [16]
Самые интересные и примечательные русские курганы. От древних русских курганов до современных. Самые интересные и примечательные славянские курганы. Курганы вятичей, курганы радимичей, курганы северян, курганы кривичей, курганы полян, курганы словен, курганы древлян, курганы дреговичей, курганы полочан, другие славянские курганы.
Древние курганы (индоевропейские) [5]
Скифские курганы и другие древнеиндоевропейские курганы
Раскопки курганов [2]
Предметы, найденные в русских курганах. Предметы, найденные в славянских курганах. Рассказы о раскопках курганов.
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Наш опрос
Вы нашли на сайте то, что искали?
Всего ответов: 244
Статистика

Rambler's Top100

Курганы Руси

КУРГАНЫ РУСИ

Главная » Статьи » Статьи » Кургановедение (всё о курганах)

Курган – граница?
Сейчас распространённым является мнение, что курганы в прошлом символизировали наличие некой границы, межи. Посмотрим, так ли это.

В целом, в древнеславянских культурах захоронения неизменно связывались с темой границ, о чём красноречиво написал историк Ключевский В.О.: "Обоготворенный предок чествовался под именем чура в славянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур. Значение этого деда-родоначальника как охранителя родичей доселе сохранилось в заклинании от нечистой силы или нежданной опасности: чур меня! - т. е. храни меня дед. Охраняя родичей от всякого лиха, чур оберегал и их родовое достояние... Нарушение межи, надлежащей границы, законной меры мы и теперь выражаем словом "чересчур"."

Добавим, что не менее красноречивым словом нарушения надлежащей границы является слово «преступление», которая также восходит к вышеописанным поверьям. Смысл слова «преступление» отражает действия переступления через допустимые границы общественных норм поведения.
В слове «преступление» просматривается праиндоевропейская основа *steub*. В древнеиндийском языке, который так же, как и славянские языки, восходит к праиндоевропейскому, до наших дней сохранилось слово, восходящее к основе *steub* - «stupa». «Stupa» изначально обозначало земляной курган, который насыпался над захоронениями знатных людей. Позже «ступа» стало обозначать буддийские монументы, которые сейчас являются одним из символов Индии.


Фотография индийской ступы.

В культовой архитектуре стран Центральной Азии (прежде всего Монголии»), а также в Калмыкии, Бурятии ступа называется «субурган», либо субурган выделяют как один из видов ступ. Субурган – слово, появившееся в Монголии не позже XIII века, образовано от древнейшего «курган».

Итак, во времена Древности, несомненно, захоронение считалось межей. Но курганы у славян становятся распространённым типом сооружений к Средневековью, поэтому необходимо посмотреть, не перестали ли курганы быть символом границы к этому времени?

Для этого сначала рассмотрим кратко предысторию курганов у славян. Во времена Древности наиболее распространённым типом захоронений является захоронение в урне. Часто урна располагалась на столбе, стоящем на перекрёстке дорог (в связи с чем Ключевский В.О. поясняет: «Отсюда суеверный страх, овладевавший русским человеком на перекрестках»).

Где истоки этого обычая захоронения в урне? Историк Рыбаков Б.А. предполагает, что обычай погребения в урне появился в качестве отражения архаичного ритуала первых плодов, который связан с сакральной традицией приготовления этих плодов. Археологи классифицируют урны, в которые помещали прах покойника, обычными предметами для приготовления пищи. Это посуда того же вида, что и могла использоваться в связи с ритуалами первых плодов. Может показаться удивительным, что прах собирали в посуду для пищи. Но эта теория перестаёт быть удивительной, если вспомнить сюжет о Бабе-Яге. Баба-Яга, которая может считаться символом предков, летает, находясь в посуде для приготовления пищи, а именно в ступе:


Билибин И.Я. "Баба-Яга в ступе"

В связи со ступой можно добавить, что у славян существовал обычай при приготовлении некоторых каш (вспомним поминальную кашу – кутью) использовать именно толчёную в ступе муку, а не размолотую на мельнице. Таким образом, в этой статье приведены уже несколько примеров использования ступы в магических целях.

Далее, распространённым во времена Древности у славян было захоронение в домовинах, которые тоже являлись символами границ. В связи с тем, что археологами открыты остатки домовин со столбами в основании, Рыбаков замечает: «Домовина с костями погребенных, несомненно, повлияла на известнейший фольклорный сюжет - "избушку на курьих ножках", в которой живет Баба-Яга.

Домовина (источник: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.,1987)

Добавим, что фольклор ярко сохранил связь домовин с темой границы, ведь «избушка на курьих ножках» находится обычно на границе либо разных сторон, либо миров мёртвых и живых.

Таким образом, во времена Древности можно усмотреть связь погребений с межами.

Около V в. н.э. в славянской погребальной обрядности начинают наиболее широко использоваться в качестве сооружений курганы.

Рыбаков связывает это с фактом расселения славянского народа, когда зачастую следующие поколения оставались далеко от священных могил предков. Не имея возможности заботиться о сохранности захоронений, они придумали в целях защиты технологию курганов: «С уходом потомков "селения мертвых" оставались беззащитными; для новых пришельцев они оказывались не "дедами", а "навьями" - чужими, а потому потенциально враждебными мертвецами. В случае любой хозяйственной невзгоды новые люди могли заподозрить враждебный умысел навий и осквернить, уничтожить старое кладбище с домовинами чужих для них предков. Возникает идея захоронения праха под большими округлыми насыпями - курганами, которые на древнерусском языке именовались могилами ("могыла"). Земляная насыпь, округлая, как видимый в открытом поле кругозор (а, возможно, и имитирующая его), надежно прикрывала захороненный в ее глубине прах предка. В ряде случаев курганной насыпью засыпали стоящую на земле домовину, оберегая ее от воздействия чужих людей» - сообщает Рыбаков.

Технология, как мы видим, оказалась вполне эффективной, и мы и сегодня живём в окружении сотен сохранившихся курганов.

На этапе широкого распространения курганной культуры погребений теряет значимость смысловая связь захоронения с границами. На первое место вместо неё выходят следующие идеи. Во-первых, это проблема возведения долговечного сооружения, способного существовать без всякого ухода за ним. Во-вторых, идея придать такой вид сооружению, чтобы оно могло магически защищать прах предка (форма кургана как раз восходит к кругу или овалу – сильнейшему обережному символу). В третьих, идея такого памятника, который мог бы наглядно показывать степень уважения к ушедшему родичу (во многом связано с усложнением и дифференциацией общества). Апогея эта идея достигла в новгородских землях, где предполагается закономерность: чем больше заслуг у умершего, тем больше был размер его кургана. Если в новгородских землях большим считается курган высотой более 10 м, то в остальных землях восточных славян размеры обычно раз в десять меньше.

Список использованных материалов

Категория: Кургановедение (всё о курганах) | Добавил: Админ (09.02.2008) | Автор: Алла Соколова E
Просмотров: 2677 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]