Quote (Справка) В древнегреческих письменных источниках упоминаются амазонки - народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство. В современной реальности это слово применяется в том числе и к феномену женщин-воинов. У скифовских и сарматских народов феномен женщин-воинов был широко распространён. Могилы этих воительниц находят на землях, протянувшийся между Дунаем и Доном, на территории России и на Украине, где их особенно много. Рассмотрим некоторые открытия курганов амазонок на территории России. Один из первых курганов, в котором была захоронена женщина-воин, был обнаружен в начале 90-х годов XX века в Воронежской области. В захоронении скифского периода был найден женский скелет в окружении оружия: колчана со стрелами, дротиков. Также в могиле были и ювелирные украшения - бусы. Сначала учёные полагали, что в курган были положены два человека — мужчина и женщина. Отсутствие же мужского скелета объяснялось тем, что практически все могильники скифов были разграблены, и таким образом скелет мог быть перенесён в другое место. Однако столичным антропологам, исследовавшим найденные кости, удалось доказать, что все они принадлежали женщине. Не исключено, что такие курганы женщин-воительниц встречали археологи и ранее. Но когда скелеты в могилах сильно потревожены грабителями, определить пол и возраст без помощи антропологии затруднительно. Учёные Института археологии РАН и Археологическая лаборатория Кубанского госуниверситета в 1995 г. открыли в Краснодарском крае две женские могилы. В них скелеты соседствуют с целым набором оружия, колчанами со стрелами, кинжалом для рукопашной схватки. Амазонки были непревзойденными наездницами. Кости ног одной из захороненных - четырнадцатилетней девушки - были искривлены от постоянной езды верхом. У девушек-воинов, вероятно, было достаточно поводов продемонстрировать окружающим свое боевое искусство. В черепе одного из скелетов, найденных в Славянском районе, прочно засел наконечник стрелы. В 1998 году в Острогорском районе Воронежской области было открыто уже шесть могил амазонок. Об этом сообщает газета МК от 11.11.1998 г. : «Как установили специалисты института, это были женщины 20—25 лет (средняя продолжительность жизни человека в то время составляла 30—40 лет), среднего роста и современного телосложения. В их могилах помимо оружия нашли золотые серьги, детали веретена, костяной гребень с изображением гепарда и практически в каждой гробнице — бронзовое или серебряное зеркало». Оружие амазонок. Ист.: http://historic.ru/news/item/f00/s12/n0001286/ В 2005 г. была проведена международная экспедиция в Поволжье. Рассказывает о ней Г. Сиднева в журнале «НЛО»: На раскопках курганов в Поволжье в 90-х годах XX века начала работать вместе с российским коллегой Леонидом Яблонским археолог из США Дженин Дэвис-Кимбелл. Сначала археологи обследовали курган, раскопанный грабителями девяносто лет назад. В одном раскопе они нашли человеческий череп, в другом - зеркало. В пронизанной символикой культуре кочевников зеркало - знак жреца или жрицы. В других курганах исследователи обнаружили целые скелеты. Археологи исходили из предположения, что грабители искали только золото, а все остальное оставляли без внимания. Однако оказалось, что перерытый грабителями курган нашпигован золотом! В раскопе найдены десятки золотых бусинок (часть женского украшения или парадного оружия?), золотые броши тонкой работы, золотые аппликации с одежды, кубок из чистого серебра. Невзрачный курган в степи оказался подлинной сокровищницей. Даже для бывалого археолога Леонида Яблонского такое богатство было в диковинку. О чем говорят эти находки? Среди найденных предметов была очень ценная подвеска. Дженин Дэвис-Кимбелл придавала этой вещице особое значение и возлагала на нее большие надежды - она надеялась, что находка поможет прояснить вопрос об амазонках. Исследование костных останков подтвердило, что интуиция ее не подвела - кости были женские. Судя по деформации бедренных костей, эти женщины много скакали верхом. Во многих курганах были погребены мужчины, но в других находились женские скелеты, а рядом с ними лежали богатые погребальные дары и ценное оружие. Эти курганы относятся к той эпохе, когда широко распространился миф об амазонках. Первым поведал об отважных и жестоких воительницах-амазонках Гомер. Из каких преданий он почерпнул сведения, неизвестно. Анализ генетического материала помог уточнить, какого пола были кочевники, погребенные в приволжских курганах. В одном из раскопов археологи собрали более 110 наконечников стрел, а ведь это было женское захоронение. Исследователи сделали вывод, что там похоронена очень важная персона. Значит, женщины этого племени шли в бой рядом с воинами-мужчинами, и может быть, даже играли главную роль. На античных изображениях амазонки обуты в узкие сапожки. В кургане нашли такой же сапожок. По описаниям в произведениях античных авторов, амазонки были рослые и светловолосые. Как же выглядели воинственные всадницы из поволжских степей? Немецкие специалисты по найденным останкам воссоздали внешний облик женщины - суровое лицо с грубыми чертами. Археолог, доктор Александр Хохлов, помог еще раз исследовать новые и старые находки из курганов, чтобы точно установить, какие кости принадлежали женщинам. Из хорошо сохранившихся костей скелетов удалось выделить генетический материал, по которому можно определить не только пол, но и происхождение, родственные связи степных кочевников. Оружие амазонок. Ист.: http://historic.ru/news/item/f00/s12/n0001286/ По итогам исследования курганов, расположенных в нижнем течение р. Волги, оказалось, что 20% из них принадлежат воительницам. Это область с самым высоким процентом могил амазонок на территории Скифии. К 2006 г. курганы амазонок были найдены в ходе экспедиции на Дону. Об этом рассказывает д.и.н. В. Гуляев: «Наша экспедиция установила (благодаря постоянному присутствию антропологов), что в шести из 59 исследованных курганов у сел Терновое и Колбино были похоронены вооруженные молодые женщины из знатных семейств. Рядом с ними - обычный набор оружия: пара дротиков, копье, лук и стрелы с бронзовыми и железными наконечниками. Затем дорогие ювелирные украшения греческого производства и предметы чисто женского обихода - бронзовые зеркала, серьги, бусы, пряслица из глины и свинца... Впечатляют и масштабы погребальных сооружений, и пышность похоронного ритуала (для каждой такой "амазонки" сооружался отдельный курган с просторной деревоземляной гробницей). Все это вполне сопоставимо с уже известными курганами скифской аристократии в степной зоне и в лесостепи Северного Причерноморья». Д.и.н. В. Гуляев так характеризует феномен амазонок: «Это явление общескифское. Я не думаю, что молодые женщины-воительницы из Скифии (включая ее северо-восточную окраину - Средний Дон) были во всем похожи на описанных Геродотом "амазонок-мужеубийц" у савроматов. Скорее здесь следует говорить об участии в конных легковооруженных вспомогательных отрядах определенных возрастных и социальных групп скифских женщин. Они охраняли имущество, скот, жилища, когда мужчины-воины уходили в военные походы или в длительные сезонные перекочевки со скотом. Но отсюда неизбежно вытекает и еще один важный вывод: если во всех частях Европейской Скифии, то есть в степи и лесостепи между Дунаем и Доном, встречаются аналогичные погребения молодых женщин с оружием, имеющих достаточно высокий социальный статус и характерный набор вещей, то следует признать факт теснейшей культурной, этнической и социально-политической связи между населением степи и лесостепи в V-IV веках до н.э.»
Украшение амазонок. Ист.: http://historic.ru/news/item/f00/s12/n0001286/ Список использованных материалов
|