Пятница 19.04.2024 08:57 |
Приветствую Вас Гость Главная | Регистрация | Вход | RSS |
|||||||||
|
Курганы РусиСлавянские языческие представления о смерти и вечностиПродолжениеСм. предыдущую страницу 1 Об устойчивости языческих воззрений на связи земных судеб с планетами свидетельствуют и летописные тексты. В Суздальской летописи сообщение о смерти под 1201 г. облечено в такую форму: «...явися знаменье в луне... наоутрия преставися». Еще явственнее они в свидетельствах под 1203 и 1207 гг.: «... Знамения бы многи на небеси:... течение звездное бы на небеси отторгаху бо звезды на землю мнети вещия я яко кончину, знаменья бо в небеси или во звездах или во слнци или в луне., не на добро бывает... или проявляють рати или глад или смерти». О характерности подобных воззрений европейскому средневековью свидетельствуют, например, аналогии из хроники середины X в.: «... Появились некоторые знамения, а именно — кометы. Многие, устрашенные этими видениями, стали опасаться великого мора или переворота в государстве, ибо многие знамения показались еще до смерти короля Генриха так, что солнечный свет снаружи на безоблачном небе почти совсем не появился, а внутрь, сквозь окна домов, он вливался красный, как кровь. Молва говорит, что гора, на которой погребен всемогущий государь (король Генрих I), также во многих местах извергла пламя... За кометами последовало великое наводнение, а за наводнением — мор...» Воззрения
на связи людей с небесными светилами ярко отражены в эпосе южных славян.
Образно выражены они в сербской песне «Смерть Ивана Сеньянина»: Раз приснилось матери
Ивана,
Что спустился мрак над градом Сеньем;
Ясный месяц с неба пал на землю,
На Рушицу, церковь городскую;
Устремились
звезды к небосклону,
И Денница окрасилась кровью,
И кукует горестно кукушка...
То, что
месяц ясный пал на церковь, —
Предвещает смертный час Ивана. К небосклону ушедшие звезды О вдовицах нам пророчат многих... В
заключительной строфе песни вслед за описанием героической битвы выразительно
переданы народные представления об обретении вечной жизни в небесной обители
павшими на поле брани героями:
Мотив отмерянности блаженства в жизни на небесах
соответствен заслугам в земной жизни; в частности, мотив о том, что героическая
гибель в сражении приводит к достижению обители богов, имел широкое
распространение в античности и уходит корнями в индоевропейскую древность.Противоречивость и непоследовательность представлений о
мире предков, отсутствие последовательных логических связей между воображением
потустороннего мира в народном сознании, местоположением его и путей
достижения, с одной стороны, и определенные качества, присущие миру предков, —
с другой, характерны для славянских воззрений. Независимо от подземного или
космического расположения, как и за горизонтом, за морем природа его
представляется некоторым подобием земной. В нем также цветут деревья и луга,
текут реки, возвышаются горы; рай обычно представляется вечно цветущим садом,
наполненным плодами, цветами, поющими птицами. То же можно сказать и
относительно предков, которые и там сохраняют семейные и родовые связи.
Явственные отражения этого содержит формула севернорусской причети: Под дерево с прекрасными листьями, Где пьет с богами Яма, Туда наш отец, глава рода, Устремляется к предкам. Ответ отца на обращение к нему тоскующего сына,
несмотря на многосложную образность, смысл которой был по-настоящему понятен
лишь посвященным в глубокие тайны представлений об истине, содержит многое для
понимания языческих представлений о загробном царстве, путях к нему, способах
достижения, языческой модели мироздания в целом. К нему неизменно приходится
обращаться при рассмотрении архаических элементов обрядности. Здесь же важно
выделить представление об извечном кругообороте жизни и смерти. Не ведающему
тайн мироустройства отроку открывается характер владений первопредка Ямы. Аналогии с этим гимном находим в Эдде. Песнь о
Спивдагре, повергнутом в безысходное отчаяние, начинается его обращением к
умершей матери: Гроа, проснись! Пробудись ты,
родимая!
В мире у мертвых услышь меня, мать! Вспомни, как ты мне велела за помощью На курган твой могильный идти. Мать спасает сына от неминуемой гибели. Посредством ее
вещих заклятий ему удается недостижимое для простого смертного. Представления о
могуществе потустороннего содействия ярко выражены в заключительной строфе: Песнь эту помни, носи ее в
сердце —
Особенно существенны в рассмотренных нами памятниках
проявления языческих представлений о постоянных, глубоких, таинственных
взаимосвязях миров, которые люди ощущают при самых решающих для их судьбы
обстоятельствах.Матери мертвой завет: Счастье всю жизнь провожать тебя станет, Если он будет с тобой Мотив возвращения на землю явствен в причитаниях: ...Хоть чистым полюшком лети да черным вороном, Ко
селу лети ведь ты да ясным соколом,
Ко
крылечушку скачи да серым заюшком,
По крылечку беги да горносталюшком;
Не убоюсь того, белая лебедушка,
Выду, стрпчу на крылечике пареном,
С тобой сдию тут я доброе здоровьице'
Плач вызывает ассоциации с древнеегипетскими сфинксами,
содержащими в одной скульптуре несколько последовательно сменяющих друг друга
образов животных и увенчанных образом человека. Взгляд на них невольно обращает
мысль к древнеиндоевропейскому представлению о постоянной смене перевоплощений,
на которой зиждется извечный кругооборот жизнь — смерть — жизнь. Обращения к
умершему с призывом возвратиться, «обернувшись перелетным ясным соколом»,
«белым голубочком», «сизой кукушечкой», «пташечкой»,— общее место плачей. Птица
— символ воплощения духа умерших, характерный не только для индоевропейских
народов. Свидетельством этому может служить название Млечного Пути «птичьей
дорогой» наряду с названием «тропа душ» у различных народов Европы и Азии.Идея потустороннего покровительства оставленной семье в
самом главном для земледельческого уклада жизни — благополучном завершении
сельскохозяйственных работ — проявляется с очевидной явственностью в плаче
старообрядцев Латгалии: ...летай-кось ты ко
мне по утрам ранёшенько,
Да по утрам ранешенько, и вечерам познёшенько, Я буду встречать тебя, горькая сиротинушка... Летай ко мне, сиротинушке, во чисто полюшко, Распоряжайся ты там в тяжелой работушко, И не забывай своих милых детушек... Постарайся об нас, горьких сиротинушек... Характерное свойство причитаний — устойчивая
сохранность древней основы образов, языческой знаковой символики, казалось бы,
не требует специального обоснования. Тем не менее, в подтверждение этого
положения можно привести один из плачей, опубликованных Барсовым. В работах о
погребальной обрядности и о причитаниях он неизменно фигурирует как пример
художественной разработки образа гроба. Однако символика гроба, возможно воспринимавшаяся
так и самими плакальщицами во времена Барсова,— вторичное явление, следствие
переосмысления. Плач же содержит воспроизведение архаического погребального
сооружения — «гробницы»-голубца, распространенного на Русском Севере еще в XIX
в. Голубцы существовали еще в XX в. в трансформированной форме — схематичной
модели дома, нередко с плоским покрытием и небольшим отверстием в фасадной
стенке. В плаче с детальной точностью описывается надгробие в форме дома. Оно
является наследием языческого погребального сооружения — модели дома. Генезис
этого типологического элемента славянской похоронной обрядности уходит к праславянам. ...Там построено
хоромное строеньицо —
Прорублены решечаты окошечка, Врезаны стекольчаты околенка, Складены кирпичны теплы печеньки, Настланы полы да там дубовые, Перекладинки положены кленовые... И положены там кушенья сахарные, И поставлены там питьица медвяные... Таким образом, «хоромное строеньицо» со всеми его
атрибутами, «питьицами медвяными» в том числе,— не просто ярко разработанный
художественный образ, какими насыщены севернорусские причитания, но и реальное
отображение архаического явления, сохранившегося, кстати, не только в
севернорусской традиции, но и у заволжского старообрядчества, родопских болгар
и других (в более схематизированной форме). О распространении его еще в XVII в.
свидетельствует Олеарий: «Над могилами хоть несколько состоятельных покойников
русские... ставят небольшие избушки, в которых стоя может поместиться один
человек».
Продолжение - см. следующую страницу 3 |
©Все права на статьи принадлежат их авторам ©Курганы Руси 2007-2024 |